Вторник, 07.05.2024
Магдебургский Полигон
Меню
Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
В конце 1935 года компания Rheinmetall-Borsig начала задумываться о создании сверхтяжелой мины для борьбы с тяжелыми бункерами. В марте 1936 года первые эскизы были переданы в оружейную контору. Тогда еще думали о дульнозарядном, хотя еще не было ясно, как сделать маневренное орудие. План заключался в использовании ствола в большой воронке и, следовательно, в фиксированном положении. Компания Rheinmetall-Borsig получила заказ от оружейного офиса на дальнейшую разработку этого оружия:
К январю 1937 года Rheinmetall-Borsig представила проект в оружейное управление со следующими основными данными: Калибр 60 см Масса снаряда 2000 кг Дальность стрельбы 3000 м. Поле возвышения 125 ° Поле направленности 120 ° Масса пушки 55 т Орудие проектировалось как балластное, для его транспортировки требовалось 7 - 8 грузовиков. Однако время, необходимое для сборки орудия в 6 часов, соблюдено не было. Поэтому Rheinmetall-Borsig предложило поставить пушку на самоходку. В результате поле возвышения уменьшилось до 5 °, а общий вес орудия увеличился до 70 т. Самоходка должна быть сконструирована таким образом, чтобы ее можно было механически опускать на дорожный просвет в боевом положении и, таким образом, можно было бы использовать в качестве подстилки для пушки. Это сократило время готовности к стрельбе до 30 минут. Установив возврат каретки, силы отдачи, возникающие во время запуска, должны быть значительно уменьшены. Оставшаяся сила должна быть поглощена земляным шпором. При дальнейшей разработке ставилась цель повысить точность от ранее проектировавшегося дульнозарядного до казённозарядного. Кроме того, дальность стрельбы была увеличена до 4000 м. Направление движения задавалось противоположным направлению огня, чтобы орудие возвращалось назад в боевое положение. Предполагаемый общий вес увеличился до 97 тонн. В то же время орудие получило дальнейшее развитие как балластное орудие, но с февраля 1937 года этот проект больше не разрабатывался. Для проведения первых испытаний компания Rheinmetall-Borsig предложила построить специальную навесную установку для проверки боеприпасов и характеристик орудия. Этот лафет был построен в 1938 году на бетонном фундаменте на стрельбище в Хиллерслебене (Platz B). В марте и апреле 1938 года в Унтерлюссе и Хемниц-Эберсдорфе были проведены первые испытания ходовой части, поскольку не было опыта работы с огромным давлением на грунт. Даже при максимальной нагрузке 1,43 кг / см² на грунт была достаточная проходимость. В августе 1938 года была наконец завершена и испытана первая модель в масштабе 1:10. Основное внимание здесь уделялось доработке ходовой части и определению оптимального расположения ходовых колес. В период с 23 по 25 июня 1939 г. произошел первый обстрел лафета. Кроме того, были сданы в эксплуатацию транспортные устройства для орудия. Для транспортировки миномет можно было разбить на три груза. Для перевозки по железной дороге существовала специальная тележка. В мае 1940 года могли состояться первые ходовые испытания шасси. 2 июля 1940 г. состоялся первый осмотр первого готового к эксплуатации оружия. Оружие получило официальное обозначение 60-см миномет «Тор», а также устройство 040. Окончательные данные и масса машины были следующими: Калибр: 60 см Масса снаряда: (легкая / тяжелая бетонная граната) 1700 кг / 2200 кг Начальная скорость: 220 м / с / 283 м / с Метательный заряд: 28 кг / 36 кг Дульная энергия: 5400 тм / 6950 тм

Тормозное усилие: ок. 500 т / ок. 550 т Заряд ВВ: 348 кг / 280 кг Дальность стрельбы: 4300 м / 6700 м. Высота возгорания: 3050 мм Поле возвышения: 0 ° - 70 ° Поле возвышения: 55 ° - 70 ° Направленное поле: 4 ° Возвратная труба: 920 мм Возврат каретки: 780 мм Тормозное усилие каретки: 104 т Общий вес: 124 т Двигатель: Daimler Benz 507 ,12 цилиндров, V-образное расположение Объем двигателя: 42 300 см³ Максимальная мощность: 850 л.с. Максимальная скорость: 10 км / ч Дорожный просвет: 350 мм Ширина колеи: 2650 мм Скорострельность: 5 мин выстрел. Обслуга: 16 человек Существовало два варианта самоходки. Первая версия имела восемь опорных катков и восемь опорных катков. Вторая версия имела 11 катков и шесть опорных катков. Цепи имели ширину 50 см и контактную поверхность по семь метров каждая. Трубка имела калибр 60 см, длину 5068 мм, весила 28 330 кг с затвором и основанием. Он состоял из цельной трубы с плоским клиновым замком. Трубка для загрузки располагалась горизонтально. Каждый миномет включал в себя два тягача для боеприпасов (шасси Panzer IV), каждый с краном 2,5 тонн. Приемочные обстрелы устройств проводились следующим образом:
Устройство 1 5 ноября 1940 г. с 10 патронами .«Адам» (позже «Бальдур»)
Устройство 2 7 ноября 1940 г. с 8 патронами «Ева» (позже «Вотан»)
Устройство 3 20 февраля 1941 г. с 6 патронами «Один»
Устройство 4 17 апреля 1941 г. с 6 патронами «Тор»
Устройство 5 от 11 июня 1941 г. с 10 патронами «Локи»
Устройство 6 28 августа 1941 г. с 6 патронами «Зиу»
 Некоторые позже были преобразованы в минометы диаметром 54 см (серия 041). Седьмой миномет
"Фенрир", который уже поставлялся с завода со стволом 54 см из серии 041, так и не использовался. Вероятно, захвачен американцами в Хиллерслебене в 1945 году.


 
Миномет Карл Устройство 040 (600мм)/041 (540мм)  Построен Rheimetall Borsig. № I, II, VI и VII имели бензиновый двигатель MB 503 A с дальностью 42 км при скорости 6 км / ч и 10 км / ч соответственно. № III, IV и V имели дизельный двигатель MB 507 C с дальностью 60 км. № I и II имели по 8 катков с резиной и могли развивать скорость до 10 км / ч, остальные минометы имели привод с 11 стальными катками. Боевой состав 60-см миномета состоял из одного офицера и 18 артиллеристов. Максимальная скорострельность - один выстрел в 10 минут. Основным боеприпасом была тяжелая бетонная граната, снаряд имел длину 2,511 м и вес 2170 кг. Он был снаряжен 270 кг осколочно-фугасного вещества. Дальность выстрепа : 2840 - 4320 м, а скорость зависела от нагрузки на скорости 220 м / с.. С 1942 года на вооружение поступила легкобетонная граната 040 массой 1700 кг, снаряженная 220 кг взрывчатого вещества. Снаряд имел скорость 283 м / с и дальность от 4260 до 6640 метров. Бетонные гранаты могли пробить железобетон толщиной более 2,5 метров и взорваться внутри.
Метательный заряд примерно в «разрезанной пополам масляной бочке» в качестве патрона. Патрон для 60 см имел метательный заряд 350 кг, для этого имелся трактор боеприпасов на шасси Panzer IV; Версии D, E и F с электрическим краном с подъемом вылета стрелы производства Rheinmetall-Borsig.
Применение

Боевое применение

Самоходные мортиры «Карл» состояли на вооружении 628-го и 833-го дивизионов артиллерии особой мощности вермахта (по три орудия в каждом дивизионе; позднее одна мортира была передана из 628-го в 833-й дивизион, в котором сформировали две батареи по два орудия). Тактически орудия этого типа предназначались для разрушения сильно укреплённых фортификационных сооружений, в частности, фортов французской линии Мажино. Однако из-за скоротечности французской кампании машины так и не были применены для её штурма — к окончанию кампании был готов только прототип машины, да и штурмовать линию Мажино в конечном итоге не понадобилось. 1-ю батарею 833-го дивизиона («Адам», «Ева» и 60 снарядов) доставили в расположение 17-й армии (группа армий «Юг»), а 2-ю батарею («Тор» и «Один» и 36 снарядов) перевезли в Тересполь и придали группе армий «Центр». Батарея должна была участвовать в штурме Брестской крепости. В боевых условиях мортиры были впервые применены 22 июня 1941 года — «Один» и «Тор» в составе батареи 833-го дивизиона неоднократно обстреливали Брестскую крепость. При этом в первый день применения после нескольких выстрелов в обеих установках произошло заклинивание снарядов и потребовалось время на устранение этой неполадки. 1-ю батарею, действовать которой предстояло в составе 4-го корпуса 17-й армии, доставили по железной дороге к Перемышлю. Двигаясь уже своим ходом к огневым позициям одна из самоходок — «Ева» — потерпела аварию (сломалась гусеница) и в боях не участвовала. Мортира «Адам» выпустила лишь 4 снаряда против советских фортификационных укреплений «Линии Молотова», сопровождая своим огнём атаку 295-й пехотной дивизии. Кстати, охрану позиций «Карлов» поручили роте из состава этой же дивизии. В 1942 году при захвате Севастополя минометы «Тор» и «Один» обстреляли укрепления. В августе 1944 года установка «Циу» обстреливала Варшаву во время подавления Варшавского восстания. В конце войны пять орудий были взорваны их расчетами, а два других были захвачены войсками союзников. Пушка «Адам» сейчас находится в Танковом музее Красной Армии в подмосковной Кубинке.

 

Немецкая 600-мм самоходная мортира «Карл» (60 cm Mörser Karl-Gerät 040) на боевой позиции в капонире под Севастополем

Немецкая 600-мм самоходная мортира «Карл» (60 cm Mörser Karl-Gerät 040) на боевой позиции в капонире под Севастополем. На фото запечатлен момент заряжания орудия. Справа трофейные советские грузовики ГАЗ-АА. В рапорте от 23 июня 1941 года командование корпуса отметило отсутствие необходимости в дальнейшем использовать батарею «Карлов», обратив внимание на технические трудности использования этих самоходных орудий. В итоге 1-ю батарею отправили обратно в Германию.В дневнике начальника немецкого Генштаба Гальдера за 24 июня 1941 года значится выдача указаний генералу артиллерии Бранду выяснить эффективность огня установок «Карл» по району Бреста. 28 июня отчет генерала Бранда был оглашен, действие артиллерийских систем «Карл» было признано весьма эффективным. После взятия Брестской крепости удалось установить, что бетонные бункеры прямых попаданий вообще не получили. Размер воронок в грунте в радиусе 15 метров, в глубину 5 метров. Два снаряда не разорвались. При взрыве облако дыма и пыли поднималось на высоту 170 метров.

Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024